Чему обучают ребёнка в детском саду
Программа организации МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с.Усть-Кулом разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) (далее – ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 (далее – ФОП ДО).
Цели и Задачи Программы
Цель – разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций (п. 14.1. ФОП ДО).
Задачами Программы являются:
1. Обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО.
2. Приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей.
3. Построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития.
4. Создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
5. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
6. Обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности.
7. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности.
8. Достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования (п.14.2. ФОП ДО).
Программа организации включает в себя следующие разделы:
• целевой раздел раскрывает цели, задачи, принципы Программы организации, планируемые результаты освоения Программы организации, подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов;
• содержательный раздел включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой образовательной области для всех возрастных групп обучающихся, направления задачи коррекционно-развивающей работы, рабочую программу воспитания;
• организационный раздел содержит описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы, ее материально-техническое обеспечение, режим и распорядок дня в дошкольных группах, план воспитательной работы.
Дополнительный раздел представляет собой краткую презентацию Программы организации.
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа организации Программа организации направлена на создание условий развития ребѐнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребѐнка); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Количество групп всего: 4
Количество групп для детей от 2 до 3 лет: 1
Количество групп для детей от 3 до 4 лет: 1
Количество групп для детей от 4 до 5 лет: 1
Количество групп для детей от 6 до 7 лет: 1
Информация о направленности групп: - Количество общеразвивающих групп: 4
Режим работы и количество групп:
Рабочие дни – понедельник-пятница 7.30-18.00
Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации.
Характеристика части, формируемой участниками образовательных отношений
1.1. Цель и задачи реализации Парциальной программы «Чолӧм, ёртӧй! Здравствуй, друг!»:
1. Формирование элементарных навыков речевой деятельности в разных ее видах: аудирование (восприятие звучащей коми речи на слух и ее понимание) и говорение на коми языке в семейно-бытовой и игровой сферах.
2. Овладение звуковой стороной коми языка – формирование произносительных навыков (в частности, специфических коми звуков[ö], дз [z’], дж [z], тш [ч] и т.д.).
3.Овладение определенным лексическим запасом (отдельными словами в составе словосочетаний, коротких фраз, речевых клише), необходимых для общения на коми языке.
4. Формирование у детей положительного настроя и готовности к общению на коми языке.
5. Постижение через устное народное творчество и коми литературу системы духовных ценностей народа: о нормах поведения, характере общения между людьми, отношения человека и природы и т.д.
6. Создание основы для формирования в будущем личности, как умелого хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций Коми края.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
Основная цель взаимодействия педагогов с семьей – обеспечить:
§ психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
§ единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи;
§ повышение воспитательного потенциала семьи
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
§ приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка;
§ открытость;
§ взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей;
§ индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
§ возрастосообразность.
Направления работы с семьями:
· Диагностико-аналитическое направление: включает получение и анализ данных: о семье каждого обучающегося, ее запросах в отношении охраны здоровья и развития ребенка; об уровне психологопедагогической компетентности родителей (законных представителей); а также планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач.
· Просветительское направление: предполагает просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; условиях пребывания ребенка в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми;
· Консультационное направление: объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребенком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому.
Благодаря разностороннему взаимодействию ДОО с родителями своих воспитанников повышается качество образовательного процесса и происходит сближение всех участников образовательного процесса, развивается творческий потенциал детей и нереализованный потенциал взрослых.
Важный момент в формировании традиций в учреждении — совместное проведение народных праздников, посиделок в гостиной. Ежегодно проводятся мероприятия, в которых родители принимают непосредственное участие.
Основные формы и содержание, которые используются в деятельности МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с.Усть-Кулом:
· Анкетирование. Данная форма используется с целью выявления образовательных потребностей и запросов родителей. Способствует установлению контактов, а также для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
· Консультации. Это самая распространенная форма психолого-педагогической поддержки и просвещения родителей. Проводятся индивидуальные и 108 групповые консультации по различнымвопросам воспитания ребенка.
· Мастер-классы. Активная форма сотрудничества, посредством которой педагог знакомит с практическими действиями решения той или иной задачи. В результате у родителей формируются педагогические умения по различным вопросам воспитания детей.
· Педагогический тренинг. В основе тренинга – проблемные ситуации, практические задания и развивающие упражнения, которые «погружают» родителей в конкретную ситуацию, смоделированную в воспитательных целях. Способствуют рефлексии и самооценке родителей по поводу проведённой деятельности.
· Круглый стол. Педагоги привлекают родителей в обсуждение предъявленной темы. Участники обмениваются мнением друг с другом, предлагают своё решение вопроса.
· «Родительская почта». В детском саду организована дистанционная форма сотрудничества ДОО с родителями. Взаимодействие происходит в социальных сетях, через мессенджеры и через видеозвонки. Такая форма общения позволяет родителям уточнить различные вопросы, пополнить педагогические знания, обсудить проблемы.
· «Мастерская». В рамках данной формы сотрудничества родители и педагоги (часто при участии детей) совместно изготавливают атрибуты и пособия для игр, развлечений и других мероприятий.
· Родительские собрания. Посредством собраний координируются действия родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам обучения, воспитания, оздоровления и развития детей.
Программа для организации занятий по коми языку как государственному разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к содержанию дошкольного образования (2012). На первый план выдвигается формирование лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенции детей дошкольного возраста.
Как показывают практика и результаты научных исследований наиболее оптимальным возрастом для организации занятий по коми языку как государственному является четырехлетний возраст ребенка (средняя группа детского сада). Дети в этом возрасте особенно восприимчивы к овладению новым языком, они легко учатся понимать речь на неродном языке, успешнее усваивают новую лексику, безболезненно преодолевают языковой барьер.
С учетом данного положения программа распределена на три возрастные группы (с 4-х до 7 лет) с учетом преемственности языкового материала и возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Основными целями организации занятий по коми языку как государственному в дошкольных образовательных учреждениях являются:
- формирование элементарных навыков речевой деятельности в разных ее видах: аудирование (восприятие звучащей коми речи на слух и ее понимание) и говорение на коми языке в семейно-бытовой и игровой сферах;
- овладение звуковой стороной коми языка – формирование произносительных навыков (в частности, специфических коми звуков [ö], дз [z’], дж [z], тш [ч] и т.д.);
- овладение определенным лексическим запасом (отдельными словами в составе словосочетаний, коротких фраз, речевых клише), необходимых для общения на коми языке;
- формирование у детей положительного настроя и готовности к общению на коми языке;
- постижение через устное народное творчество и коми литературу системы духовных ценностей народа: о нормах поведения, характере общения между людьми, отношения человека и природы и т.д.;
- создание основы для формирования в будущем личности, как умелого хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций Коми края.
При планировании работы необходимо помнить, что данные цели могут быть достигнуты в том случае, если язык будет регулярно, систематически и активно использоваться детьми в их повседневной жизни. Использование языка в разных ситуациях дает особенно хорошие результаты, так как он усваивается непосредственно в практической деятельности. Таким образом, воспитателю, педагогу, ведущему занятия по коми языку в детском саду, следует планировать свою деятельность с учетом специальных занятий (2 раза в неделю по подгруппам) и организации работы в повседневной жизни. Продолжительность занятий в средней группе составляет 15-20 минут, в старшей группе – 20-25 минут, в подготовительной – 25-30 минут. Одно занятие можно проводить как часть познавательного занятия. График занятий составляют заведующий ДОУ и воспитатель с учетом особенностей режима детского дошкольного учреждения. Занятия проводятся воспитателями, владеющими коми языком и методикой проведения занятий, или учителями коми языка, прошедшими специальную подготовку по работе с дошкольниками. Всего в течение года предполагается провести 62 занятия, из них 50 занятий отведено на изучение лексических тем и проведение инсценировок и развлечений на коми языке. Необходимо отметить, что виды и формы работы на занятиях могут быть скорректированы с учетом специфики группы, уровня обученности детей. 12 занятий отведено для проведения контрольно-проверочных (обобщающих) работ (в начале, середине и в конце года). Обобщающие занятия проводятся как со всей подгруппой, так и индивидуально (при необходимости).
Особое внимание следует уделять тем видам деятельности, где дети могут свободно двигаться и говорить: на прогулке, в совместной со взрослыми деятельности можно активизировать употребление новых слов, вызывать желание отвечать на вопросы или задавать их. Закрепление навыков коми речи можно осуществлять и во время умывания, одевания, приема пищи. Навыки коми разговорной речи в пределах усвоенного языкового материала можно активизировать на праздниках, утренниках, во время просмотра телепередач, при прослушивании радиопередач на коми языке.
В беседах с родителями воспитатель должен рассказывать им о целях занятий по коми языку. Необходимо, чтобы родители проявляли перед детьми свою заинтересованность: спрашивали ребенка о его успехах, предлагали, чтобы он прочитал по-коми стихотворение, спел песню, показал игру, которой научился на занятиях. Хорошо, когда родители вместе с детьми слушают и смотрят радио- и телепередачи на коми языке.
При организации занятий по коми языку рекомендуется использовать следующие виды работ:
- работа над произношением;
- работа с игрушкой или картинкой (изображением предмета);
- разучивание и декламация стихов;
- разучивание песенок;
- инсценировка коротких рассказов, стихов и песенок;
- игра в куклы;
- игры подвижные, спокойные, тематические;
- игра в сказку;
- слушание рассказа воспитателя по картинкам;
- работа с большими тематическими картинами;
- просмотр видеосюжетов, мультфильмов на коми языке;
- составление предложения с использованием материальных опор (кубики или полоски разного цвета обозначают слова);
- слушание аудиозаписи;
- составление диалогов по картине (методика: воспитатель предлагает внимательно рассмотреть картину, назвать изображенные на ней предметы и действия, проводит вопросно-ответную работу, затем дети «оживляют» картину, воплощаясь в персонажей, реплики сопровождают соответствующими движениями).